Вестник Кавказа

Национальный сепаратизм - проблема южнокавказского региона

Национальный сепаратизм - проблема южнокавказского региона

Одной из центральных проблем современной этнополитики остается противодействие национальному сепаратизму. Для южнокавказского региона ренессанс идей сепаратизма и культурного реваншизма приобрел особую значимость в период прекращения существования Советского Союза и построения независимых национальных государств.

Многоликость проявлений сепаратизма, его неразрывная связь с кризисом межнациональных отношений привели к дезинтеграции региональной политики Южного Кавказа. Конфликтогенная обстановка в регионе, степень недоверия между отдельными национальными общностями по-прежнему остаются крайне высокими. Для преодоления наиболее неблагоприятных тенденций в отношениях народов Южного Кавказа необходимо исследовать проблему сепаратизма.

Обычно в основе сепаратизма лежит политический кризис, который приводит к разрушению механизмов интеграции и "выпаданию" целых этносов. Так, оккупация Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов фактически изолировала Армению от участия в каких-либо транспортных и инфраструктурных проектах, способных оптимизировать логистические затраты, так как соседние Турция и Азербайджан отказались от совместных деловых проектов, обрекая Армению на безальтернативное сотрудничество с Россией и Ираном. Контакты Еревана с Москвой и Тегераном позволили ему участвовать в двусторонних бизнес-проектах, а также отчасти провести модернизацию действующей в стране энергетической системы. Тем не менее многолетняя политика руководителей республики привела к тому, что в международном политическом пространстве за Арменией закрепилась репутация государства, выступающего за концентрацию и неизменное выражение интересов собственного этноса, территории, сообщества в ущерб интересам ближайших соседей.

Так же как проблема Абхазии и Южной Осетии остается непреодолимой преградой для международного признания этих республик, фактически изолировав их как в экономическом, так и транспортном сообщении и переориентировав потенциал обоих субъектов исключительно на Северный Кавказ.

Этнополитическая активность, приобретающая сепаратистскую форму, стремится удовлетворить потребности той или иной этнической группы. В подобных условиях формируется особый тип мировоззрения и политической идеологии, который предполагает наличие таких компонентов, как политический миф, подчеркивающий особость, обособленность и одновременно ущемленность этноса. Так, для армянского этноса подобный мифом стала "угроза изживания" армянской общины Карабаха, а также утопическая идея создания единого национального государства, способного консолидировать разрозненный этнос за счет вбирания в себя "исконных" территорий и уничтожения азербайджанской государственности.

Во многом такая мифология базировалась на завышении достижений нации и принижении ее "противников",  для  чего использовались образы вождей и героев-мучеников, воплощающих лучшие черты армянского этноса. Мифологизированная версия исторических событий была характерна и для Абхазии, хотя без живших там грузин были бы немыслимы достижения республики в агропромышленном и рекреационном секторе экономики советского периода. Современное абхазское общество крайне настороженно относится к вопросу возвращения грузинского населения Абхазии, усматривая угрозу изменения демографических показателей.

Заметим, что симпатии к сепаратистам иногда более активно проявляет внешний мир, чем собственный народ. Этому способствует в значительной степени упрощенное представление о проблеме, которое постепенно складывается под воздействием средств массовой информации. Международные "адвокаты" преследуют цель создать логически понятную ангажированную картину, упрощая ее, занимаясь подтасовкой либо сокрытием фактов. Обладая более детальным знанием ситуации в странах и регионе, подобные специалисты претендуют на роль экспертного сообщества, хотя своей деятельностью способствуют смещению акцентов и контекста безопасности народов.

Происхождение конфликтов на Южном Кавказе имеет отношение прежде всего к геополитическому и идеологическому соперничеству, зачастую не отвечая естественным потребностям местного населения. Это можно проследить на примере карабахского конфликта, который позволил представителям известного в республике карабахского клана долгое время находиться у власти в Армении. Именно идея необходимости постоянной борьбы в угоду виртуальной идее, а также содействие разжиганию новых очагов сепаратизма в Азербайджане, вынудили армянское общество более 20 лет жить в отрыве от реальности и позволили сепаратистам легитимизировать право на оккупацию. Проявления сепаратизма не считаются с исторически сложившимися реалиями и способны вызывать цепную реакцию насилия, этнофобии и непоправимых изменений этнокультурной мозаики, на восстановление которой потребуются многие десятилетия.

43865 просмотров